Культура гостеприимства у якутов
Гостеприимство
Гостеприимство – это социальный обычай, в разной степени свойственный всем народам. Культуру гостеприимства или буквально традицию принимать гостей можно рассматривать в разных аспектах жизнедеятельности человека. Но в основном эта часть культуры изучалась в рамках этнографии, где особую роль отодвигали в традиционной стороне этого обычая.
Следует отметить, что традиции гостеприимства развиты в самых разных культурных обществах. Они осуществлялись в рамках повседневной жизни человека. В каждом народе существуют присущие только ему обряды гостеприимства, правила приема гостей и посещения друзей.
Несколько интересных пояснений дал педагог В. Ф. Афанасьев: «Гостеприимство – не только высокое моральное качество, но и показатель внутренней культуры. Гостеприимство развивает чувство дружбы и товарищества. Не будь этого качества, откуда бы сохранялась, развивалась общность территории, нрава, языка и др.
Гостеприимство нельзя рассматривать как простой акт мимолетной вежливости, оно одно из главных условий материальной связи между родами, племенами, народами, источник симпатии и взаимного понимания и поддержки»
После изучения этнокультурных процессов у народа Саха в 90-е годы ХХ столетия Д.Г. Брагина отметила: «Гостеприимство у якутов было вызвано жизненной необходимостью развития социально-экономических связей между территориально разобщенными народами и фамилиями.
Гость был почти единственным информатором обо всех происшествиях и новостях края. Для якутов в те времена, когда они жили по аласам олонхосуты, певцы и сказители считались почетными гостями. И их встречали по всем канонам якутского гостеприимства и дарили разные подарки»
Даже в свадебных алгысах (букв. «благопожеланиях») благословляли молодых:
Ыалдьыт сылдьар, хоноhо хонор ыала буолун; тонмуту ириэрэр, аччыктаабыты аhатар утуе – мааны дьон дэтин (Пусть ваш дом будет всегда полон гостями, пусть гость у вас оставался с ночлегом легкой душой; всегда помогайте тем, кто нуждается в вашей помощи).
Приветствие
Р.К. Маак заприметил, что: «При встрече двух якутов, давно не видевших друг друга, разговор между ними обыкновенно начинается словами: «Рассказывай, Друг!». Эта фраза служит у якутов общепринятой формой приветствия. Когда приходит гость, они его приглашают к накрытому столу. И за столом они обмениваются своими новостями. Со стороны кажется, что они старые знакомые.
В этом словe «кэпсээ» (рассказывай), кроется несколько значимых функций: приветствие – предъявление уважения – предрасположенность (или начало) беседы. Здесь мы замечаем психологические проявления, как душевность, простота, доступность, открытость, доброжелательность.
Еще в своем труде И.А. Худяков отметил, что: «истинные якуты никогда не здороваются друг с другом пожатием руки и не знают слова «Здравствуй». Приезжая гость входит, не кивая головой, снимает шапку, вешает ее на кол и греется у разведенного огня. Погревшись, он садится на лавку, и тогда только хозяин проговорит: «Рассказывай, Друг!». Тут не только оказывают честь и уважение гостю, но кроется какая –то семантическая нагрузка.
Бэлэх, Кэhии
Якуты обычно в летнее время встречали гостей обязательно с кумысом. В основном кумысом почитали уважаемого гостя. Якуты ходили в гости со своего родного аласа в отдаленные аласы для того, чтобы обменяться новостями и всегда брали с собой подарки для хозяев дома. А когда гость собирался уходить, хозяева дома дарили ему подарок и продукты на дорогу.
Известно, что у якутов существовала два вида подарка: подарок (Бэлэх) и гостинцы (Кэhии):
- «Подарок (Бэлэх), дар в особенности свадебный, который обязательно должен быть возвращен в виде отдарков. Существовало также понятие «тэннубэт бэлэх», означавшее подарок, который делали в знак благодарности за какие-нибудь благодеяния или услуги , который не требовал ответного дарения» и предназначался к главе семейства.
- Кэhиилэнии – когда берешь подарки для своих знакомых и родственников и взамен получаешь подарок от них;
- Соболон – это один из видов подарка. Его дарят гостю за то, что он поделился новостями.
Иногда в знак дружбы подарки делают в виде денег, скота, средств быта и пушнины. Человек, получивший подарок должен был пригласить его домой в гости и взамен подарить подарок. Это называется взаимообменом подарками. После вручения «кэhии» гость больше не дотрагивался к нему руками и недолжен был кушать из привезенного в подарок (если он принес масло, мясо и т.д.).
У не столь зажиточных лиц оставалось ночевать 10–15 человек, которых кормили хозяева. У наиболее богатых людей нередко ночевало по 20—30 человек, большинство из них по знакомству, некоторые по делу, а часть – как родственники. Среди них имелись и незнакомые лица, которые ехали в какой-нибудь наслег или улус, а иногда и должностные лица, разъезжающие по своим делам.
О плате за стол и ночевку не могло быть и речи, так как это в корне противоречило национальному обычаю гостеприимства. В этом отношении некоторое исключение представляли только бедняки, проживающие у больших дорог, юрта которых служила как бы постоялым двором. Они частично питались подачками проезжающих, которые давали им мясо, масло и прочие продукты, что фактически было платой за ночевку и корм для лошадей
Отрицательные стороны
Обычай гостеприимства у якутов имел и отрицательные стороны. Пользуясь неограниченным радушием своих хлебосольных соседей, некоторая часть населения злоупотребляла обычаем старины и занималась частым хождением «в гости».
Благодаря такому обилию гостей во второй половине зимы у значительной части середняков продукты питания иногда иссякали, что ставило их в крайне затруднительное положение. Поэтому нередко можно было встретить хозяев, которые не любили большого стечения незваных гостей. Таких недовольные соседи называли кубэ ыал, т. е. скупые, нехлебосольные хозяева. Кубэ ыал варили свой ужин только поздно вечером, когда назойливые гости расходились.
Особенной была встреча богатого почетного гостя: «хозяева устраивали в его честь настоящий пир: забивали скот, угощали вином, кумысом и более изысканными блюдами. В сущности, такое угощение являлось аhылыком, т. е. поставкой обязательного провианта для важного лица и его свиты.
Гости имели право на другой день увезти с собой часть мяса зарезанного для них скота. На следующий день перед отъездом собравшихся гостей хозяева одаривали помимо обязательного провианта другими ценностями: маслом, серебряными украшениями, монетами, мехами, а самого тойона – нередко хорошей лошадью.
В сущности, такое угощение являлось аhылыком, т. е. поставкой обязательного провианта для важного лица и его свиты. Гости имели право на другой день увезти с собой часть мяса зарезанного для них скота.
Зажиточные хозяева, когда приезжал к ним почетный гость, то устраивали пышную встречу в прямом понимании этого слова. Этот сюжет гостеприимства описывается в Олонхо.
Мы тут увидим детально разработанный этикетом традиционную встречу гостей, представляющую собой целый комплекс церемониальных жестов, имеющих общее значение, почитание и уважение.
Он выступает в эпосе в виде развернутой формулы, которая в принципе сохраняет постоянную структуру:
Тут же Девять подобных журавлям Холостых парней
К ней с двух сторон подошли,
Бережно под руки взяли,
По совершенно гладкому огромному двору,
Такому, что и пуночка
Поскользнулась бы, проводили,
Войдя в сверкающие деревянные
Сени, такие, что захудалого коня
Пот прошибет,
Пока он до их конца доберется,
Через них провели.
Восемь девушек, подобно белым гоголям, перед ней появившись,
Широкую дверь распахнули настежь,
Дверь с погремушками вмиг открыли,
В почетный высокий дом,
Издали заметный, сверкающий, заботливо под руки ввели, За золотисто-желтый стол-сандалы, из восьми слоев бересты
Крепко сбитый,
На прочную жестяночную медную лавку
Бережно усадили…
… Девушки, подобные белым гоголям,
Почетный узорчатый чорон
С кумысом, сдобренным маслом, до края наполнив,
Ей поднесли, и она все выпила
Нужно отметит, что часто встречающиеся в эпических формулах, описывающих традиционную встречу гостей, девять прислужников-юношей в восемь прислужниц-девушек наделены постоянными эпитетами: «девять подобных журавлям холостых парней» и «восемь подобных белым стерхам незамужних девушек или девственниц».
Во многих эпосах показано участие этих помощников в повседневной жизни, когда они выполняют ставшими традиционными церемониальные жесты при встрече почетных гостей. Однако и в повседневной жизни, видимо, обряд традиционной встречи требовал, чтобы эти прислужники были ритуально чистыми, и их держали специально для таких случаев.
Как видно из приведенного отрывка, парни и девушки при встрече выполняют разные функции, которые не только строго ритуализованы, но и распределены между ними. Парни должны обслуживать гостей во дворе, а девушки – в доме.
Как уже отметил А.А. Савин: «У более зажиточных, хлебосольных якутов, отличающихся неограниченным гостеприимством, посетители не переводились ни зимой, ни летом, что иногда приводило к полному их разорению».
Про таких людей говорили: «хоноhо, ыалдьыт сиэн кээспит дьоно», т. е. люди, которых разорили, «съели» гости. Если гость собирался ночевать, его постель заносили в юрту сами хозяева или их слуги и готовили для него мягкое ложе. Коня его кормили хорошим сеном.
Если приезжий представлял собой почетное лицо, ехал издалека, то он мог отдыхать у гостеприимных хозяев даже несколько суток. Если знакомый проезжал мимо, не заехав, якуты обижались, видя причину этого в недоброжелательстве.
Якуты различают гостя по его пребыванию: «ыалдьыт» - букв. «гость», «хоноhо» - гость, который остается ночевать, «ааhан иhэр киhи или дьон» - проезжий человек или проезжающие люди. К ним отношения могут быть разными, исходя из его (их) социального положения
Современное гостеприимство
В современное время «якутское гостеприимство» претерпевает кое-какие изменения. Наряду с традиционным гостеприимством, унаследованным от прошлого, в гостеприимстве современных якутов есть и новые элементы, связанные с изменениями в их быту и культуре.
Церемонию приема гостя в том виде, каким он был в старину, мы видим во время празднования традиционного праздника Ыьыах, при встрече зарубежных гостей, политических деятелей, звезд эстрады и кино и т.д.
Однако делается это не путем радикальной замены устаревших образцов социального поведения, а путем регулятивных отношений во время процессиональных церемоний.
Теперь мы живем в другое время, более технически и информационно развитом мире. В такое время некоторые человеческие ценности переосмысляются, даже в личностном отношении люди в какой то мере постепенно начинают отдаляться друг от друга.
Такова особенность влияния культуры глобализационной эпохи. Здесь можно привести пример, что сегодня, вряд ли кто-нибудь впустит в свой дом как в старину совершенно незнакомого человека.
Такое понятие, как гость в семье – почетный, уважаемый, дорогой человек, к сожалению, во многих семьях начинает утрачивать исконный смысл.
Заметна роль влияния культур других народов и его воздействие на современный уклад жизни. Особенно четко прослеживаются следы европейской модели гостеприимства: договоренность о предстоящем визите; если гость хочет остаться несколько дней, то заранее предупреждает, даже может договориться о цене своего пребывания и т.д.
1990-е годы
Произошли значительные изменения в культуре многих народов России из-за экономического кризиса. Эти изменения также сказались на традициях гостеприимства. Раньше, когда дети приходили в гости, их принимали как дорогих гостей и радовали разными угощениями.
В деревнях люди часто наведывались друг к другу без предупреждения, делились новостями и знаниями, и хозяйки всегда накрывали стол или угощали чаем. До недавнего времени существовала традиция "обмена гостинцами". Если гость приходил с подарком, его всегда что-то в ответ одаривали, чтобы не уходил с пустыми руками. Сейчас эта традиция постепенно уходит на второй план.
Однако после удачной охоты, рыбалки или других успешных дел, люди до сих пор угощают соседей и родственников. Эти нормы теперь чаще зависят от личных предпочтений каждого человека.
Сохранение традиции
В современном мире мы многое утрачиваем, но традиции гостеприимства остаются, хотя они меняются. Сегодня стало обычным предупреждать заранее, если хочешь прийти в гости к друзьям или родственникам. Гостеприимство теперь также является показателем воспитанности и уровня культуры.
В городах стало модным устраивать встречи по разным поводам, таким как дни рождения, свадьбы, юбилеи и новоселья. В сельской местности традиции гостеприимства остаются более живыми, чем в городах.
Раньше гостеприимство помогало устанавливать деловые и дружеские отношения, но сейчас такие встречи чаще происходят в ресторанах и клубах.
Итак, на примере гостеприимства якутов можно сказать, что это старая традиция, которая до сих пор частично существует. Некоторые её части сохранились и стали частью якутской культуры. Однако современная жизнь вносит изменения в эту традицию.
Хорошо то, что уникальные черты этнического гостеприимства якутов до сих пор не исчезли. Но они также начинают сливаться и унифицироваться под влиянием других культурных влияний.
Источник: Вера Семеновна Матвеева, старший преподаватель кафедры фольклора и культуры Института языков и культуры народов Северо-востока Российской Федерации Северо-Восточного Федерального Университета им. М.К. Аммосова.
Сообщения не найдены
Написать отзыв